год: 2000 страна: Россия режиссер: Сергей Соловьев сценарий: Дмитрий Соловьев, Сергей Соловьев продюсер: Никита Михалков, Леонид Верещагин оператор: Павел Лебешев композитор: Борис Гребенщиков, Энри Лолашвили жанр : драма сборы в России: $55 000 премьера (мир): 28 января 2003 премьера (РФ): 23 декабря 2000
В ролях: Дмитрий Соловьев, Елена Камаева, Ольга Сидорова, Иван Берзин, Андрей Савостьянов, Ирина Григорьева, Алексей Дагаев, Людмила Савельева, Кирилл Лавров, Сергей Гармаш, Андрей Панин, Валентин Гафт
История, рассказанная в фильме — это история взросления одного конкретного человека в условиях новой рыночно-мафиозной общественной жизни, история его любви к однокласснице, которая становится известной парижской топ — моделью, нежные и трогательные взаимоотношения с которой проходят через всю жизнь героя, от самого раннего детства до сегодняшних дней, спасают и формируют эту жизнь…
Описание 2:
Ваня Громов родился в хорошей советской семье году эдак в 75-м. А что с ним было дальше, и не пересказать - столько всего. Если вкратце - то же, что и со страной. Брежневское детство, полное безобидной лжи, горбачевская юность, окрашенная потерей невинности, ельцинская молодость с акцентом на бандитизм. Пустота. Чечня. Контузия в голову. Теперь сидит вот перед психиатром, вспоминает. Освидетельствуется на адекватность. Что и нам бы всем тоже не помешало. Роль Вани Громова сочинил и исполнил Дима Соловьев, сын режиссера. Пришел однажды к отцу и рассказал все, как было. Я на месте родителя за такие кренделя отшлепал бы хорошенько, а Соловьев-ст. посадил писать сценарий. И неспроста. Когда Дима (Ваня) был маленький, его папа снимал высокодуховные детские мелодрамы с музыкой Исаака Шварца. В 90-е, когда сын пошел работать дальнобойщиком к мафии и купил обезьяну по имени Прохор, отец тоже круто переменил курс и, начиная с "Ассы", стал снимать постмодернистские коллажи про конец прекрасной эпохи на музыку советских рок-звезд. Потом, пока сын разъезжал по Парижам, любил грустных моделей (Камаева) и собирался в Чечню, отец молчал - не снимал 6 лет. Это большой срок для кинематографиста. Многие теряют мастерство или связь с реальностью. С Соловьевым этого не произошло - случилось другое, тоже связанное с простоем. В новый фильм он вложил все, что накопилось за много лет. Снял кино так, будто в последний раз: неряшливо, страстно, боясь не успеть, подводя итоги. В фильме есть все: детская мелодрама, постмодернистский коллаж, политика, секс, война, гангстеры, обезьяны, духи из дерьма, Б.Г. и многое другое. Глобальные амбиции и связанная с ними тяга к обобщениям притягивают фильм к земле, никак не давая ему взлететь. И неизбежно влекут за собой неточности. Я, например, никогда в мафии не служил, с обезьянами не дружил и мужчиной стал, уже выйдя из пионеров. Что же, получается, у меня и нежного возраста никакого не было? Или, может, я для этой страны нетипичен?
Фильм рассказывает о пути одного школьного класса от социализма и до наших дней. Пути у всех были разные, но объединяло всех ребят и девчат время и место - наше постсоветское пространство, а какое оно, мы знаем. Это Вам не "Сто дней после детства". В Части 1-ой, "Идиот", во время Чеченской войны 1994 года главный герой Громов Иван (Дмитрий Соловьев) с повязкой на голове рассказывает психиатру, как дошел он до жизни такой, съев справку о падени в детстве головой в барабан. Захотел он на Кавказе, как Лермонтов, очиститься. Потом действие погружается в невинное прошлое дедушки Брежнева, и дальнейшее повествование представляет собой собрание школьных приколов анекдотического характера, иногда грамотно приправленное высокой детской эротикой. Постепенно смех становится горьким, а легкая веселость пропадает. Вырисовывается идейная направленность на осуждение тех, кто детишек довел до морального уродства, дефлорированного, но с сохранением детской наивности. Вот только лица у виновных нет, и имя им легион. Выкладки: взрыв голубя во время запоздалого приема в пионеры Евдокимовой Екатерины, Супортовой Надежды и самого Ивана. Раздевание догола на уроке перед новой химичкой и т. д. и т. п. С приходом свободы Горбачева все поняли, что главное в жизни - это "зелень". Можно было бы продолжить перечисление "приколов", но у каждого найдется набор подобных, и что сейчас в школах творится, мы слышали. Беда, что досталось детишкам время перемен, а надо было становиться мужчинами и зарабатывать "лавандос", "бабки", все ту же "зелень", то бишь доллары. "Просрали и коммунизм и демократию", а человеком оставаться кому-то надо. Иван, сын героического деда, сумел остаться "идиотом" и пронести через такую короткую и длинную юность чистоту сердца и любовь к Лене (Камаева), которая, вернулась из Парижа, чтобы быть с ним, - ведь надо жить и кормить бабку. В конце приведу цитату: "Даже чечены лучше, чем это сраное государство, с ними можно договориться". Фильм у Соловьева (сценарий в соавторстве с сыном) получился печальный, но это не чернушная безнадега, есть свет в конце тоннеля. В техническом и художественном плане режиссер даже поднял планку.