Федор Черенков в отечественном футболе — фигура такого масштаба, которую нельзя измерить завоеванными титулами и наградами. Он выше медалей и кубков. Это уникальное явление. На его игре выросли тысячи футболистов и миллионы болельщиков. Не случайно знаменитые спартаковцы 90-х Егор Титов и Андрей Тихонов, Дмитрий Аленичев и Вадим Евсеев признаются, что Черенков является их футбольным кумиром.
Игра Черенкова никогда не поддавалась обыденной логике. Ее нельзя было прочитать, потому что гении не играют по шаблону. На поле Федор — непревзойденный творец, импровизатор, художник. У него феноменально гибкие и подвижные голеностопы. Поэтому он будто ласкал мяч. А передачи в исполнении Черенкова! Мягкие, выверенные до миллиметра, под удобную ногу. При этом он лучше любого компьютера просчитывал все варианты развития атаки и за доли секунды выбирал оптимальный. Колоссальный футбольный интеллект!
Когда мяч попадал к Черенкову, зрители замирали в предвкушении чего-то невероятного: «Интересно, что на этот раз сотворит Федя». И он всегда придумывал что-то вкусненькое, оправдывая надежды публики. У него была дворовая техника. В наше время, когда футбольные школы и академии штампуют игроков, словно под копирку, это звучит исключительно как комплимент. Потому что все великие игроки прошлого родом из дворового футбола. Только там могут появляться столь неординарные личности.
В футбольной истории Черенков оставил ярчайший след. Разве можно забыть два его фантастических гола в Бирмингеме в ворота «Астон Виллы», когда после матча английские болельщики стоя аплодировали спартаковцам! Или победный гостевой гол в ворота киевского «Динамо» в чемпионском 87-м, когда на вокзале спартаковские фанаты на руках внесли Черенкова в вагон поезда Киев — Москва. А гол в ворота «Кельна», забитый с нулевого угла? А золотой мяч «Гурии» головой? А гол-красавец в ворота «Аталанты»? А незабываемый мяч бразильцам на «Маракане»?.. А какой изумительный эпизод случился в отборочном матче чемпионата Европы с португальцами в Москве: Черенков пяткой перебросил мяч через себя и, не давая ему опуститься, с лета пробил по воротам. Жаль, что перекладина помешала состояться голу-шедевру. Но этот момент у многих болельщиков со стажем до сих пор стоит перед глазами.
Черенков был незаменим в трудных ситуациях, когда игра не клеилась или мяч никак не хотел залетать в ворота. Вспоминается гостевой поединок с североирландским «Глентораном» в 1988 году. Тогда Федор, наверное, с десяток раз выводил на убойные позиции партнеров, но тех то и дело подводила неточность. Под занавес встречи Черенкову изрядно поднадоел «аттракцион неслыханной щедрости», он взял игру на себя и забил мяч, который снял все вопросы о победителе в двухраундовом противостоянии.
Или домашняя встреча с «Черноморцем» в 1991 году. «Спартак» тогда две трети матча безуспешно пытался взломать одесский «бетон». Но без Черенкова красно-белые словно бились лбом о стену. И тут на поле вышел Мастер и за пять минут показал молодым партнерам, как нужно вскрывать насыщенную до предела оборону. Удар «щечкой» — и гол! В том сезоне 32-летний ветеран, вернувшийся из Франции, вообще очень удачно выходил на замены.
В атаке Черенков был универсален: он умел завязать комбинацию из глубины поля, был корифеем столь ценного в футболе последнего паса и мог сам завершить атаку метким ударом. Причем редко бил на силу. Его коронным номером считался удар «щечкой» или «подрезкой» через выбежавшего навстречу голкипера. Это сейчас многие почему-то с пяти–десяти метров лупят по воротам, а Черенков забивал мячи аккуратненько, на технику. И от этого его голы выглядели еще эффектнее.
В атаке у них была замечательная связка с Родионовым: Федор отдавал, Сергей забивал. Нечто подобное в конце 70-х демонстрировал в «Спартаке» дуэт Гаврилов — Ярцев. Черенков с Родионовым появились в команде почти одновременно и быстро сдружились. Эта дружба помогала им и на поле, где они понимали друг друга даже не с полувзгляда, а с закрытыми глазами. Федор нутром чувствовал, куда побежит его партнер, а Сергей знал, что если будет свободная зона, то он обязательно получит выверенный пас.
У Черенкова училось спартаковскому футболу не одно поколение красно-белых. Сразу вспоминается кадр из документального фильма «Невозможный Бесков», где тренер после матча в раздевалке обращается к 17-летнему Мостовому со словами: «А учиться надо у Федора». Но играть и понимать игру, как понимал ее Черенков, не дано никому.
Все знают, какой тяжелый и жесткий характер был у Бескова. Спорить с Константином Ивановичем тогда отваживались немногие. Мэтр с большим трудом воспринимал отличную от своей точку зрения. Но Черенков и в этом смысле оказался редким исключением. К нему прислушивался сам Бесков. Великий тренер понимал, что на таких людях держится игра и собираются полные стадионы.
У Черенкова получилась счастливая клубная карьера. Со «Спартаком» он четырежды завоевывал золотые медали чемпионатов СССР и России, становился победителем Кубка России, дважды — в 1983 × 1989 годах — признавался лучшим футболистом страны. 514 матчей, проведенных за родной красно-белый клуб, — рекорд на все времена. И мячей за «Спартак» больше Черенкова (129) забили лишь двое — форварды Никита Симонян и Сергей Родионов.
Со сборной СССР столь красивого романа, к огромному сожалению, не получилось. До сих пор занозами в сердцах красно-белых болельщиков сидят отчисления Федора накануне чемпионатов мира. По этому поводу выразительнее всех высказался спартаковский патриарх Николай Петрович Старостин: «И все-таки правы Черенковы, а не Лобановские».
Федора Федоровича обожали и обожают болельщики. Он по праву носит звание народного футболиста Советского Союза. Его как никого другого боготворили спартачи, с громадным уважением к Черенкову относились поклонники футбола в Киеве и Тбилиси, Минске и Ленинграде, Одессе и Донецке, Ереване и Баку, Алма-Ате и Ташкенте… Его любили не только за высочайшее мастерство, но и за потрясающую скромность, отзывчивость и доброту. А еще — за преданность единственной команде. Редчайшее качество по нынешним меркантильным временам.
Когда в августе 1994 года в товарищеском матче против итальянской «Пармы» Федор прощался с большим футболом, люди плакали на трибунах. Плакали искренне, от души. Болельщики понимали, что от них уходит целая эпоха. Эпоха Черенкова. Что такие футболисты рождаются раз в сто лет.
После окончания игровой карьеры Федор Федорович принимал активное участие во многих благотворительных матчах, помогал в проведении и организации различных детско-юношеских турниров и турниров ветеранов. А вот взойти на тренерский мостик не захотел. Принципиально. «Я никогда не мог бы стать тренером». Эта фраза предельно ясно характеризует человека, который не способен обидеть другого, накричать, не говоря уже об отчислении из команды. А в тренерской профессии порой приходится прибегать к вынужденным и непопулярным мерам.
Черенкову уже 50. Боже, как летит время! Казалось, совсем недавно юбиляр был щуплым пареньком из Кунцева, который попал на просмотр к Константину Ивановичу Бескову и сразу полюбился мэтру, хотя другой специалист вполне мог его забраковать. Но на то он и великий тренер, чтобы разглядеть талант в худощавом 17-летнем мальчишке.
А вот киношникам Черенков приглянулся еще раньше. Режиссер Исаак Магитон пригласил двенадцатилетнего мальчика сняться в фильме «Ни слова о футболе». Федя должен был сыграть юного футболиста — то есть самого себя. Режиссера изначально смущало лишь одно: трюк, задуманный сценарием, получался слишком сложным. Один паренек должен был навесить с углового, а другой — пробить по воротам «ножницами» через себя и забить мяч. Без всякого монтажа. Каким же оказалось удивление съемочной группы, когда из пяти снимаемых дублей светловолосый мальчуган все пять раз послал мяч в сетку. Фантастика!
Сегодня мы желаем Федору Федоровичу крепкого здоровья, мальчишеского задора и благополучия во всех делах. Черенков по-прежнему дарит радость людям, выступая за спартаковскую команду ветеранов и собирая полные стадионы. И по-прежнему не перестает удивлять неповторимым игровым почерком. Футболом Федора Черенкова.
Источник: [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться](внешка)