|
ННГУ Нижегородский ГУ им. Н.И.Лобачевского
Описание темы:На примере психологического факультета |
|
Опции темы | Опции просмотра |
11.01.2011, 12:18 | #1 |
Я тут новенький
Регистрация: 19.03.2008
Пол: М
Провайдер: ВТ
Сообщений: 3
Поблагодарил: 1
Поблагодарили 0 раз в 0 сообщениях
Открыли хайд
:
0 в этом сообщении 0 Всего |
Для чего нужно учиться в магистратуре
Сегодня наблюдается увеличение активности педагогической общественности по разработке содержания и организации деятельности учебно-педагогических комплексов, что способствует оживлению многоступенчатой системы высшего образования.
Традиционная система высшего образования предполагает подготовку специалиста для определенного вида профессиональной деятельности. Система ориентирована на массовую подготовку квалифицированных кадров. Она жестко регламентирована сроками обучения и едиными учебными планами. В отличие от многоступенчатой, она менее гибкая. К примеру, в рамках этой системы обучающийся не может изменить профиль обучения, избрать индивидуальную образовательную траекторию. Данная система более консервативна. Преподаванию в такой системе присуща авторитарность. Важно отметить, что в ней нет условий для разнообразия подготовки студентов к профессиональной деятельности, для формирования исследовательских умений высокого уровня, потребности в самообразовании. На сегодняшний день традиционная система обучения, терпит фиаско, в вузах с каждым годом становится всё меньше и меньше факультетов, в которых сохраняется «специалитет». Это связано с узкой направленностью профессиональной подготовки выпускников, невысоким общеобразовательным уровнем студентов. Поэтому данная система не сможет удовлетворить потребности государства, общества и самой личности в уровневом качественном образовании. Многоступенчатая система обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) считаются более гибкой: здесь больше используется новых технологий в обучении, даётся больше времени и возможности магистранту для самостоятельной и практической работы. Магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты. Выбор студентом обучения в магистратуре предполагает получение им полного высшего образования и свидетельствует о достаточно высокой подготовке выпускника бакалавриата. Обучение студентов на втором уровне высшего образования – в магистратуре – ориентировано на подготовку специалистов с индивидуальным стилем учебной деятельности, способных к самостоятельной исследовательской деятельности в различных областях науки с высокой квалификацией. Еще одной отличительной чертой магистратуры является одновременная образовательная и профессиональная подготовка. Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Термин «магистратура» в российском лексиконе появился в 90-е годы 20 века и связано это с глобальными интеграционными образовательными процессами в Европе. В 1999 году 31 европейских государств подписали Болонскую декларацию, цель которой - создание единого образовательного пространства в Европе. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования. По мнению участников этого договора, выравнивание образовательных моделей расширит практику студенческих обменов и сделает европейские университеты центром мировой интеллектуальной элиты. Россия присоединилась к этой конвенции в 2003 году. Исходя из Болонской конвенции, уже с 2011 года в российских вузах, в основном, откажутся от подготовки специалистов (5 лет обучения). Основой высшего образования станет четырёхлетняя подготовка специалистов (бакалавров). Высшее образование этого первого уровня станет массовым. Степень подготовки будет соответствовать среднему уровню, без излишней специализации. Специалисты такого уровня смогут найти себе работу во многих отраслях современной промышленности, экономической и социальной сферы, то есть заполнять собой так называемую нишу среднего звена, что мы и имеем на рынке труда. Обучение на этом уровне уже активно развивается в ННГУ. Обучение по программам магистратуры проходит уже по профессиональной, углубленной специализации. Выпускникам этого уровня будут доступны так называемые элитные должности в науке, аналитических центрах, в управлении и т.д. Обучение в магистратуре предусматривает продолжительность на дневном отделении - 2 года, на заочном - 2,5-3 года — вечернее или заочное отделение (при наличии диплома бакалавра психологии), строк обучения зависит от учёбного плана ВУЗа. Магистр - высшая академическая степень и квалификация, приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). Программы обучения магистров формируются ведущими научно-педагогическими коллективами университета по видам деятельности: научная, технологическая, конструкторская, управленческая, педагогическая, проектная. Основной упор делается на синтезе практической и теоретической углубленной специализации. Считается, что магистратура - это подготовка ученых, что верно лишь отчасти. В учебных планах магистратуры есть научная составляющая, но научную карьеру выбирает лишь небольшая часть выпускников. Магистерское образование дает не только фундаментальную подготовку, но также инструментальные, практические знания и навыки, которое высоко ценят любые современные работодатели. В Российских вузах есть прикладные магистерские программы, рассчитанные только на тех, кто уже работает или планирует работать в бизнесе, экономике, промышленности, сфере инновационных разработок, образовании и т. д. В чем состоят преимущества магистратуры? Во-первых, способные и умные студенты могут в период обучения неоднократно поменять так называемую траекторию своего обучения, согласно меняющимся требованиям рынка труда. Во-вторых, для желающих получить второе высшее образование достаточно поступить и закончить только магистратуру. В-третьих, обучение в магистратуре дает двухгодовую отсрочку от армии, что позволяет беспрепятственно получить высшее профессиональное образование. В-четвертых, в российских вузах магистерские программы создаются с учетом требований Государственного образовательного стандарта и потребностей рынка труда и ориентированы на то, чтобы выпускник сразу мог приступить к работе, а не «доучивался» на предприятии. При этом предусматривается значительная практическая часть программы. Магистратура предполагает гораздо более узкую и конкретную направленность, чем «привычная» подготовка дипломированного специалиста или бакалавра. Магистерскими программами руководят ведущие ученые и преподаватели российских университетов. Среди этих программ много авторских, которые соответствуют запросам региона и в целом - рынка труда России. В-пятых, с дипломом магистра гораздо легче получить престижную и высокооплачиваемую работу. В-шестых, диплом магистра ценится в вузовском сообществе выше, чем диплом специалиста. Магистратура - ступень на пути к кандидатской степени. Следующий уровень образования - послевузовский. Это аспирантура. Дополнительные возможности магистрантов на примере МГУ При обучении в магистратуре на факультете психологии в МГУ магистранты при желании имеют возможность получить сразу два диплома: первый, как обычно, выдаётся по итогам завершения магистерской программы, второй - «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы» или «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» - в случае обучения по этим дополнительным образовательным программам. Кроме того, магистры обладают всеми правами и льготами студентов МГУ. Они получают академическую, а в ряде случаев - еще и социальную стипендию. Они имеют возможность заниматься спортом в Учебно-спортивном комплексе МГУ и получать медицинские услуги в вузовской Клинике лечебно-профилактической медицины. Они могут получить бесплатную путевку на черноморское побережье, где каждый год отдыхают более 1200 студентов МГУ. Университет гарантирует обучение на современном оборудовании по образовательным стандартам XXI века. Не случайно по основным количественным и качественным показателям потенциал МГУ превышает совокупный потенциал всех остальных вузов Москвы и региональных вузов, а по объему научных исследований - более чем в два раза превосходит совокупный потенциал всех остальных московских вузов. С 2011 года ситуация в российских вузах изменится: право бесплатно учиться по программам магистратуры получат только бакалавры. Обладатели диплома специалиста (5 лет обучения) со следующего года смогут учиться в магистратуре на договорной основе. Важно отметить, что, обучение в магистратуре сегодня - это возможность выйти из кризиса с новыми знаниями. Магистерское образование особенно актуально в период напряженности на рынке труда: бакалавры и специалисты могут «переждать» кризис, повысив за это время уровень своего образования. Перспективные возможности магистра психологии Студентам, освоившим образовательно-профессиональную программу первого и второго уровней, присваивается соответственно академическая степень бакалавра и магистра. Уровень степени бакалавриата обеспечивает базовые знания во всех психологических дисциплинах, а также об основных теориях и методах психологии, уровень же магистерской подготовки даёт больше возможностей в профессиональной сфере. Если уровень бакалавра не дает какой-либо рабочей квалификации в психологии, и не обеспечивает компетенции, достаточной для работы в качестве независимого специалиста, то уровень магистерской подготовки включает в себя гораздо большие возможности. Еще несколько лет назад многие работодатели слабо представляли себе, кто такие бакалавры и магистры, и потому с недоверием относились к таким дипломам. Ныне ситуация кардинально изменяется. Часто работодатель сам участвует в разработке конкретной магистерской программы. «Магистр психологии» сегодня - это показатель элитарности высшего образования. По сравнению с бакалавром или специалистом, магистр более конкурентоспособен на рынке труда, поскольку обладает большим объемом знаний, умений и навыков, которые необходимы настоящему профессионалу, у магистра психологии появляется больше шансов после окончания вуза, не смотря на отсутствие опыта работы, устроиться на высокопоставленную должность, в консалтинговые агентства, тренинговые компании, различные психологические лаборатории, образовательные учреждения, государственные и муниципальные учреждения, психолого-медико-социальные учреждения, медицинские учреждения и другие психологические центры оказывающие услуги психологической помощи в зависимости от направления психологии магистра, обладающего рядом компетенций в его области. В МГУ, выделяются следующие направления магистерских программ по курсу «ПСИХОЛОГИЯ»: Общая психология и история психологии Психология личности Социальная психология Психология маркетинга, рекламы и PR Психология менеджмента Организационная психология Психология труда и инженерная психология Клиническая психология Психофизиология Психология развития Детская и возрастная психология Педагогическая психология Психология здоровья Психология безопасности Психология инновационного образования Психология переговоров Каждый поступающий студент, выбирает наиболее интересную и близкую для себя специальность. В ННГУ им. Лобачевского, выделяются следующие направления магистерских программ по курсу психология: Социальная психология Психология управления и организационная психология Психологическое консультирование Общая психология Условия приёма В магистратуру принимаются лица, имеющие диплом бакалавра, а также лица, имеющие диплом специалиста-психолога, при желании последних освоить новую для них специализацию. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, среди требований квалификационной характеристики по различным направлениям, указано, что студент бакалавриата подготовлен для работы в учреждениях различного типа по различным видам деятельности. Структура образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавра по различным направлениям образования состоит из следующих циклов дисциплин: гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ); математические и естественнонаучные дисциплины (ЕН); общепрофессиональные дисциплины (ОПД); дисциплины профильной подготовки (ДПП); факультативные дисциплины (ФД). Каждый из указанных циклов представляет собой конечный набор дисциплин с указанием логики изложения и объемом в часах. Образовательная составляющая значительно превалирует. Впрочем, это не противоречит концепции многоуровневого образования. Обязательными требованиями к студентам поступающих в магистратуру являются высокая мотивация к обучению, аналитический склад ума, владение иностранным языком. Для того чтоб обучаться в магистратуре, нужно сначала найти подходящий для себя вуз и направление по своей специализации, или же продолжить обучение в своём ВУЗе. Если студент собирается выбирать другой ВУЗ, то нужно быть готовым к тому, что придётся потратить минимум две недели, для того чтобы узнать всё необходимую информацию. Способ получения информации, каждый выбирает для себя сам: кому-то удобнее ходить по ВУЗам, и получать непосредственно информацию лицом к лицу, как правило информацией владеют: члены приёмной комиссии, заведующие и методисты кафедр, ректорат. А кому-то будет удобнее узнавать информацию обзвонив все интересующие ВУЗы, общаясь с представителями образовательных услуг непосредственно по телефону, или же узнавать информацию через официальные сайты институтов. Документы: поступающие в магистратуру подают в приемную комиссию: - Личное заявление. - Ксерокопии документов, удостоверяющих личность и гражданство поступающего, - оригинал или ксерокопия документа государственного образца о высшем профессиональном образовании (диплома бакалавра с вкладышем или диплома специалиста); - копию лицензии или свидетельства о государственной аккредитации ВУЗа, выдавшего диплом (для ВУЗов РФ); (не в каждом институте запрашивают) - сертификат соответствия из Министерства высшего образования РФ (для лиц, получивших квалификацию бакалавра психологии в странах СНГ и дальнего зарубежья); - 8 фотографий размером 3х4 см (черно-белый или цветной снимок без головного убора на матовой бумаге, сделанный в год поступления). В магистратуре ННГУ им. Лобачевского прием осуществляется на бюджетную и платную формы обучения. В 2008-2009 учебном году было предусмотрено 2 бюджетных мест. В 2009-2010 учебном году было предусмотрено 2 бюджетных мест, важно отметить, что до 2010 года, на факультете психологии первая магистерская программа была на кафедре психологии управления. В 2010-2011 учебном году помимо существующей магистерской программы на кафедре управления, магистерская программа была открыта также на кафедре социальной психологии и на кафедре психологического консультирования было открыто 5 бюджетных мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Зачисление в магистратуру осуществляется по результатам конкурсного аттестационного экзамена по предмету «Психология». Программы вступительного экзамена формируются на основе государственного стандарта подготовки бакалавра по направлению «Психология». Как правило, вопросы на вступительных экзаменах из разделов: общей, социальной, возрастной, в каких-то вузах в программу вступительного экзамена входи только общая психология. Программа вступительного экзамена, как правило, составляется заведующим кафедрой и утверждается ректоратом. Вступительный экзамен проходят в каждом ВУЗе по-разному. Допустим в ННГУ им. Лобачевского, даётся методическое пособие с экзаменационными вопросами и кратким описанием сути вопроса, остальную информацию студенты ищут сами. Процесс сдачи экзамена происходит по билетам, сначала письменно, потом устно. В билете два вопроса. В НГПУ, вступительные испытания в магистратуру проходят в виде письменного теста, студентам также даётся программа вступительного экзамена с вопросами, которая есть на официальном сайте НГПУ, с вопросами из раздела общей психологии. Тест содержит 25 вопросов с 4-5 вариантами ответов, продолжительность экзамена 40 минут, в этот же день объявляют студентов прошедших на бюджетное отделение, набравших наибольшее количество балов. Прием у поступающих, рекомендованных к зачислению, оригиналов документов государственного образца об образовании и оригиналов документов представляются в приемную комиссию факультета психологии Учебный план, на примере ННГУ подготовки магистра включает цикл учебных дисциплин по методологии науки, философским проблемам наук, преподаванию психологии в высшей школе, компьютерным технологиям в науке и образовании, психологии инноваций, организационному консультированию, и социально-психологическим аспектам современного рекрутмента и. др. Реализация программы осуществляется средствами разнообразных педагогических технологий, таких как активные лекционные занятия, интерактивное проектирование, решение практических ситуаций, участие в тренингах, что обеспечивает развитие критического мышления будущих организационных психологов, их способность к анализу и формированию личностных качеств. В программе предусмотрены научно-исследовательская и педагогическая практики, в процессе которых магистранты осуществляют аналитическую и консалтинговую деятельность. Студенты, обучающиеся в магистратуре на психологическом факультете, осваивают иностранный язык на уровне, позволяющем сдать кандидатский экзамен, на занятиях иностранного языка, студенты учатся владеть разговорной речи. Обучаясь в магистратуре, желающие могут также сдать кандидатский минимум по философии. Учебный план предполагает проведение научно-исследовательской и научно-педагогической практик, освоение цикла специальных психологических дисциплин по профилю магистерской программы, а также подготовку и защиту магистерской диссертации, которая завершает государственную аттестацию выпускников. Обучение не только дает возможность приобрести навыки по имеющимся технологиям, но и научиться разрабатывать новые технологии под конкретные практические задачи под руководством ведущих российских специалистов. Мой личный опыт Самое главное условие обучения в магистратуре в ННГУ как бы банально это не звучало, это желание. Желание узнать новую форму обучения, получить новые знание, писать в научных журналах статьи усовершенствовать разговорную речь иностранного языка, пройти практику в хорошем интересном месте, принять участие в международной конференции МГУ Ломоносов, ну и конечно же написать диссертационную работу. В ходе обучения у нас было много интересных предметов и заданий. Большинство заданий носит практических характер. Если вспомнить занятия на 5-м курсе по «основам организационного консультирования», то сразу же вспоминается практическая работа по психологии мерчендайзинга. Целью практической работы явилось исследование выкладки товара и интерьера, освещения в магазине на психологию покупателя. Был проведен большой объём работы, мной были взяты два обувных магазина, нужно было выявить эффективность продаж одного магазина и неэффективность другого. В результате чего спустя два месяца один объект был закрыт в связи с нерентабельностью. В ходе педагогической практики нам предоставлялся выбор, или мы её проходим в НИРО и НИРО нам даёт задание по школам или мы преподаём у студентов первокурсников. В итоге мы решили свои практические часы разделить на то чтобы попробовать практиковаться и у себя в университете и в НИРО. В апреле принимали участие в научной конференции, где я выступил с тезисами своей диссертационной работы. Важно отметить, что участие в конференциях даёт возможность корректирования своей будущей работы, так как в комиссии сидят опытные преподаватели кафедр, которые высказывают пожелания по усовершенствованию диссертационной работы. Вскоре была ещё одна практика, производственная, которую я прошёл на Лукойле-нефтеоргсинтезе, где я проводил письменный и устный опрос на операторах ТУ и аппаратчиков ГС. В ходе которого я сделал предварительное исследование своей диссертационной работы в процессе, которого был определён дальнейший порядок работы к научно-исследовательской практике. Требования к научно-исследовательской работе студента-магистранта психолога Научно-исследовательская работа студента-магистранта (НИРМ.00) включает: - научно-исследовательскую работу в семестре (НИРМ. 01) - научно-исследовательскую практику (НИРМ.02) - научно-педагогическую практику (НИРМ.03) - подготовку магистерской диссертации (НИРМ.04). Из общего количества часов специализированной подготовки студентов-магистрантов – 4068, на научно-исследовательскую работу (НИРМ.00) отводится 2034 часа, в том числе, в соответствии с утвержденными учебными планами по магистерским программам, реализуемым на психологическом факультете: - на научно-исследовательскую работу в семестре (НИРМ.01) – 504 часа, - на научно-исследовательскую практику (НИРМ.02) – 504 часа - на научно-педагогическую практику (НИРМ.03)– 216 часов - на подготовку магистерской диссертации (НИРМ.04)– 810 часов. Часы указаны согласно государственному образовательному стандарту. Основная цель научно-исследовательской работы – подготовить студента-магистранта, как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, а также навыки проведению научных исследований в составе творческого коллектива. В процессе выполнения заданий по НИР магистрант должен научиться: • вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; • формулировать и разрешать проблемы (вопросы), возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы; • выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках (авторской) магистерской программы,); • применять современные информационные технологии при проведении научных исследований; • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их (на примере отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, курсовой работы, магистерской диссертации); • оформлять результаты проделанной работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (Дата введения 1.07.2002 г.) и др. нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати • получить другие навыки и умения, необходимые студенту-магистранту данного направления, обучающемуся по конкретной магистерской программе. К числу специальных требований относится: • владение современной проблематикой данной отрасли знания; • знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении; • наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом; • умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией); • умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п. Итак, можно заключить, что в рамках многоступенчатой системы имеется возможность быстрого реагирования на запросы государства. Выпуск специалистов различного уровня позволит снизить затраты государства на образование, в то время как в моноуровневой системе этому препятствует плановость выпуска, строго определенный срок обучения.(тем более что с 2011 количество бюджетных мест в магистратуру будет крайне ограничено). Многоступенчатая система высшего образований в большей степени, по сравнению с другими, удовлетворяет потребности общества в целом. В многоступенчатой системе образования возможна подготовка специалистов с заданными профессиональными свойствами за короткие сроки (степень бакалавра), имеющих высокий культурный общеобразовательный уровень. Многоступенчатая система высшего образования способствует максимальному развитию индивидуальности студента. Прежде всего, это выражается в осознанном выборе собственной образовательной траектории. В рамках этой системы в большей мере, чем в других системах, проявляется самобытность учебного заведения. Учет его специфики определяет гибкость образовательного процесса в целом, подчеркивает его оригинальность. Преимущества этой системы проявляются и в плане развития индивидуальных стилей учебной деятельности студентов, и в плане серьезной их подготовки к научно-исследовательской деятельности в учебном заведении. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования научно-исследовательская работа студентов выделена в отдельный блок в рамках специализированной подготовки. Таким образом, многоуровневая система высшего образования представляет собой совокупность преемственных образовательно-профессиональных программ базового уровня и специализированной подготовки. Все рассмотренные ранее концептуальные идеи и основные положения многоуровневой системы высшего образования нашли отражения в предъявляемых к ней требованиях: 1. Мобильность и учет индивидуальных особенностей каждого студента. Это требование разрешает противоречие между потребностями личности и ограниченностью средств, которыми располагает общество в их реализации; 2. Открытость системы характеризует защищенность личности в условиях резко изменившейся конъюнктуры; 3. Руководство принципом фундаментальности образования ориентирует строить обучение, создавая выпускникам условия и возможность адаптироваться к будущей деятельности в течение короткого времени. Это диктует необходимость давать универсальные знания, которые помогают приспособиться к изменившимся условиям; 4. Предоставление возможности междисциплинарного многопрофильного обучения; 5. Использование новых технологий обучения, которые являются стержнем содержательной стороны системы. В связи с этим приобретает значение активное обучение студентов в высшей школе. Становится актуальным создание ситуаций совместного учебно-научного творчества, обучение на материале личных теоретических исследований, равноправного партнерства в поисках истины между преподавателем и студентом. Заметим, реализация в процессе обучения указанных выше идей способствует формированию у студентов исследовательских умений, познавательной самостоятельности, творческих способностей, то есть арсенала качеств, необходимых для развития индивидуальных стилей их учебной деятельности. Концептуальная основа магистерской подготовки базируется на представлении о непрерывности и преемственности стадий образовательного процесса и образовательно-профессиональных программ. Развитие магистратуры, как и всей многоуровневой системы высшего образования, ориентировано на повышение качества образования через обновление его содержания, форм и методов организации. Магистратуре в системе высшего образования наряду с общими чертами, присущи и специфические, определяющие ее целевое назначение, содержательную наполненность, способы функционирования и организацию. Цели магистратуры отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в качестве требований к уровню подготовки лиц успешно завершивших обучение по основной профессионально-образовательной программе. Согласно Госстандарту целевое назначение магистратуры заключается в подготовке специалистов, легко адаптирующихся как в теоретической, так и в практической деятельности. В дополнение к этому можно указать и несколько иной аспект целевого назначения подготовки, который заключается в способности специалиста рационально и эффективно использовать свой научный потенциал. Другими словами, целевое назначение магистратуры как образовательного института заключается в создании условий и предоставлении возможностей для становления и развития личности студента-исследователя, обладающего индивидуальным стилем учебной деятельности. Исходя из концептуальной основы и цели магистратуры, ее приоритетные задачи мы видим в создании условий для формирования и развития у студентов индивидуальных стилей учебной деятельности; знаний и научного мышления; личностных творческих качеств; профессиональных качеств научных и педагогических работников; способностей к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам; опыта приложения приобретенных знаний и умений при работе в коллективе. Контакты: По вопросам поступления в магистратуру можно обратиться по телефону +7(831)433-82-48, pmdep@fsn.unn.ru кафедра психологии управления, Анна Васильевна. Последний раз редактировалось yar; 11.01.2011 в 12:30. |
|