Кудрин замораживает расходы
В ближайшие десять лет Россия будет жить без роста реальных бюджетных расходов, предупредил министр финансов Алексей Кудрин. За это десятилетие власти должны переориентировать бюджет на доходы от внутренней экономики, а не экспортного сектора.
«В бюджетной политике, конечно, тоже будут происходить существенные изменения. Мы после четырехкратного роста расходов федерального бюджета в реальном выражении будем иметь десятилетие без роста расходов. В какой-то момент нам придется даже снизить расходы в реальном выражении. К 2015 году, по моей оценке, до 20%. Но это консервативный сценарий», – заявил во вторник вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин, выступая в Высшей школе экономики.
По словам главы Минфина, лишь к 2020 году Россия сможет вернуться к уровню реальных расходов 2010 года. «Это серьезный вызов. Это означает, что нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на то, что мы достигнем каких-то результатов в силу экстенсивных возможностей.
Это сложно будет и политически, в рамках даже нашей работы правительства», – добавил Кудрин. В качестве примера он привел некоторые министерства, в частности промышленный блок, которые предлагают программы поддержки экономики, по объему превышающие докризисные. «Думаю, что и у нас в правительстве нужно поменять психологию и понимать, что в первую очередь нам придется опираться на рыночные институты, конкуренцию, возможности финансового сектора страны», – предупредил министр.
Правда, пока банки неохотно кредитуют реальный сектор экономики, признал Кудрин: в прошлом году кредитование не увеличилось, сохранившись на уровне 2008 года, а в 2010 году, по оптимистическому прогнозу, вырастет всего от 5% до 10%. «Кредит будет идти вместе, параллельно со спросом, и по мере их востребованности, конечно, кредиты в российской экономике начнут расти», – надеется глава Минфина.
При этом не надо рассчитывать на то, что финансовые власти будут стимулировать банки снижать стоимость кредитов через ставку рефинансирования. По словам Кудрина, снижение ставки ЦБ прекратится, поскольку возникают риски возобновления инфляции.
Расходы не будут расти, даже несмотря дорожающую нефть и, соответственно, сокращение дефицита бюджета. Согласно официальному прогнозу, в 2010 году дефицит составит 6,8% ВВП, в следующем – 4% ВВП, в 2012 году – 3% ВВП. Однако благодаря благоприятной конъюнктуре на нефтяных рынках власть уже улучшает прогнозы. По оценкам Минэкономразвития, уже в этом году дефицит бюджета может сократиться до 6,2% ВВП. А согласно прогнозу Всемирного банка, выйти на сбалансированный бюджет Россия сможет уже в 2011 году.
Отказ от реального роста расходов означает возвращение к докризисной политике накопления средств.
С одной стороны, подушка безопасности в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния помогли властям в условиях кризиса поддерживать экономику. Но с другой стороны, эффективное расходование средств, направленное на диверсификацию и модернизацию экономики, позволило бы смягчить удары кризиса.
Ведь нынешняя сырьевая структура отечественной экономики и привела к тому, что падение ее ВВП стало самым глубоким среди всех развитых и ведущих развивающихся стран.
Впрочем, политика Минфина имеет оправдание, отмечают эксперты. «Тот факт, что реальные расходы остаются на прежнем уровне, говорит о том, что у нас будут сокращаться доходы. Кудрин здесь говорит о том, что экономика расти не будет», – объясняет директор департамента стратегического развития ФБК Игорь Николаев. Развитие экономики будут тормозить повышенные социальные обязательства, что не скрывают и власти. «Мы, защищая население, уменьшили некоторые стимулы и факторы роста на ближайшие год-два, поэтому
после такой бурной поддержки все-таки остается задача увольнения избыточной численности, повышения производительности труда предприятий, снижения издержек – это объективные факторы экономического роста на ближайшее время», – объясняет глава Минфина.
За десятилетие, о котором говорит Кудрин, должно пройти переориентирование бюджета на внутреннюю экономику. «Около 30–40% бюджета напрямую зависит от цен на сырье на глобальных рынках, которые мы не контролируем, а значит, прогнозировать расходы бюджета совершенно невозможно. Чтобы этого избежать, надо ориентироваться на доходы от внутренней экономики, а не экспортного сектора», – говорит главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. Если будут появляться дополнительные сырьевые доходы, то их стоит направить не на расходы, а на специальные фонды, считает Тихомиров: «Они смогут либо поддержать экономику в случае ухудшения общемировой ситуации, либо финансировать долгосрочные планы по модернизации экономики».