Дмитрий Гребенников (псевдоним): родился и вырос в Москве, много лет занимался политическим консультированием и пиаром на федеральном и региональном уровне. Ввиду сокращения спроса в России на политтехнологов перешел в государственные структуры. Оказавшись внутри властной вертикали, пришел к выводу, что не так страшен черт, как его малюют.
За что наказали Pussy Riot
Можно не сомневаться в том, что произошедшее сегодня в Хамовническом суде будет иметь долгоиграющие последствия. Как бы мы ни относились к девушкам из Pussy Riot и тому, что они сделали в Храме Христа Спасителя, но приговор в виде двух лет колонии общего режима удивляет даже в условиях непростой российской действительности.
В наших коридорах, где, мягко говоря, мало кто сочувствовал девушкам, и то многие надеялись, что суд ограничится условным сроком. "Дали бы им вообще сразу 15 суток и все дела, всем хорошо бы было, теперь же власти вляпались по полной программе", - говорит коллега из департамента. Почему же суд решил пойти до конца?
"Не в традициях Путина отступать, - говорит коллега из "Единой России", - и тут, учитывая, как долго муссировалось это дело, видимо, решили пойти на принцип. Если бы "пусек" сейчас отпустили или дали условный срок, это могло быть воспринято как слабость власти".
Логика в этих словах, конечно, есть. Однако здесь пугает уже не то, что все считают, что решение суда - это фактически не решение суда, а воля совсем других людей, а то, что врагами власти стали три молоденькие девушки, вся вина которых состоит в том, что они в неприличной форме исполнили свою антипутинскую песню в храме.
Судили девушек, естественно, не за песню против Путина, а за то, что самим фактом ее исполнения в храме они оскорбили чувства верующих, совершив тем самым хулиганский поступок. Оставим за скобками то, как суд измерял степень того, насколько были оскорблены верующие. Представим даже, что да, чувства верующих были оскорблены, но два года колонии общего режима, справедливо ли это? - спрашиваю я одного знакомого юриста. "Год условно и исправительные работы – это максимум, что можно было дать в данном случае. Но скажу тебе не как юрист - здесь "удачно" сошлись интересы и власти, и церкви. В итоге год девушки получили от власти, а год от церкви".
Некоторые знакомые в министерстве замечают, что теперь власть вообще попала в крайне непростое положение. С одной стороны, она всячески пыталась дистанцироваться от процесса, с другой – получается, что влияние церкви выросло настолько, что она смогла добиться такого жесткого приговора для девушек.
Один знакомый политтехнолог, вхожий во властные круги, комментирует эту ситуацию так: "Как ни крути, а ситуация со всех сторон негативная, и как исправить свой имидж, не очень понятно. А если добавить сюда еще и неожиданно громкий международный резонанс, то ущерб для репутации Путина вообще сложно оценить".
У нас же в курилках некоторые вообще высказывают такую версию, что столь большой шум вокруг дела Pussy Riot был раздут властями специально, чтобы отвлечь внимание общественности от чего-то более важного. Например, от надвигающегося экономического кризиса, который, судя по всему, осенью неизбежен. "Посуди сам, - говорит знакомый, - зачем столько внимания этой теме, все СМИ этим забиты, даже Первый канал. А если говорят по Первому, значит, хотят, чтобы народ это обсуждал и муссировал". Другой приятель не видит здесь никакого другого умысла, кроме как всех запугать: "Сегодня посадили девиц, завтра посадят Навального, тут намек ясен, пора всем замолкнуть".
Не знаю, приходят ли на самом деле суровые времена, но политическая осень в России сегодня, очевидно, стартовала.
©
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] пятница, 17 августа 2012 г., 16:22 GMT 20:22 MCK
ps: не новость уже. но, имхо, интересно.
Добавлено через 8 минут 8 секунд
Мировая пресса видит в суде над Pussy Riot фарс
Приговор Хамовнического суда по делу трех панк-феминисток из группы Pussy Riot, которые были осуждены на два года колонии, вызвал возмущенную реакцию мировой прессы.
Сам приговор подвергся всеобщему осуждению. Общая ситуация с правами человека и гражданскими свободами в России вновь вызвала глубокое разочарование.
При этом некоторые комментаторы отметили, что жесткий приговор участницам группы невольно привел к тому, что в мире их стали поддерживать еще активнее.
Российская пресса
Российские издания критически отнеслись к вердикту суда.
Станислав Минин на сайте "Независимой газеты" осуждает тех, кто полагает, что два года колонии – недостаточно строгое наказание. Используя от противного аргумент советской пропаганды "а в Африке негры голодают", он отмечает, что "кое-где побивают камнями, кое-где, думаю, до сих пор даже съедают. Однако в том, чтобы выглядеть гуманнее людоеда, маловато чести".
Михаил Ростовский рассуждает на сайте "МК", что вердикт суда стал "абсолютно большевистским завершением насквозь большевистского судебного процесса, вызванного стопроцентно большевистским поступком подсудимых".
По его мнению, дело Pussy Riot – "грандиозное моральное и политическое поражение и российской власти, и российского общества. Ни один предохранительный механизм не сработал. Из ситуации, которую можно было мгновенно разрулить без особых потерь, раздули скандал вселенского масштаба. В результате фанатики всех мастей и убеждений в выигрыше, а страна в безусловном проигрыше".
Однако Александр Гришин из лояльной властям "Комсомольской правды" особой симпатией к женщинам не проникся. Его возмущает то, что дело "хулиганок" получило столь широкий общественный резонанс, но, по словам обозревателя, это именно то, чего добивались и сами феминистки, и их адвокаты.
"Pussy предпочли защите интересов своих и членов своих семей (в том числе и детей) борьбу и соратников по ней. Они даже во время чтения приговора улыбались, демонстрируя, что все идет по их плану. Не признали вину, не покаялись, захотели славы борцов, и чтобы она осталась в веках. Тогда - получите, что хотели", - отмечает он.
"Фарс"
Большинство зарубежных журналистов приговор московского суда поверг в состояние шока.
По мнению Юлина Ханса из Sueddeutsche Zeitung, весь процесс был "странным представлением", а приговор на два года означает, что "Россия показала миру, что отказалась идти по пути демократии и верховенства закона".
Юлия Смирнова на страницах немецкой Welt рассуждает, что вердикт стал "горьким окончанием российского фарса". Это "жесткий, политический вердикт, и шокирует то, что большинство россиян одобряет его".
Редакционная статья Washington Post также описывает процесс над феминистками как фарс, а приговор считает чрезмерно жестким. "Было бы достаточно приговорить их к тому, что они уже отсидели, и отпустить", - отмечается в статье.
Татьяна Серветнюк и Петр Кочиньски на страницах польской газеты Rzeczpospolita пишут, что приговор – "очень суровое наказание", которое выглядит особенно цинично после того, как президент Путин сказал, что девушек не надо наказывать очень сурово".
Редакционная статья испанской Pais отмечает, что в других странах за подобные деяния также последовало бы наказание, "но не два года тюрьмы". "Однако Россия – страна, которая вызывает больше, чем подозрения относительно соблюдения там свобод граждан", - пишет издание.
Тем не менее, на страницах итальянской Stampa обозреватель Анна Зафесова обращает внимание на то, что приговор в какой-то степени был снисходительным. "Сокращение срока на год по сравнению с тем, что требовала сторона обвинения, после того, как президент сказал, что девушек не надо наказывать "слишком строго", - говорит о том, что критика незамеченной не осталась", - полагает автор.
Предупреждение остальным
Некоторые обозреватели считают вердикт по делу группы Pussy Riot предупреждением другим активистам оппозиции.
В редакционной статье Washington Post говорится, " в ходе этого процесса на самом деле стало понято, что Pussy Riot выбрали для того, чтобы отвратить других оппозиционеров от того, чтобы задавать неудобные вопросы власти".
Рикардо Нури на сайте итальянской Corriere della Sera разделяет подобное мнение. Вердикт, по его словам, - не только попытка "заставить молчать трех молодых диссиденток", но и "предупреждение остальным: вот что с вами случится, если захотите бросить вызов власти".
Дорота Яречка на сайте польской Gazeta Wyborcza рассуждает о том, что вердикт – демонстрация силы российской власти. Приговор, по ее мнению, означает, что "общественное мнение и правда – неважны. И те, кто хотят критиковать власть, должны два раза подумать".
Рост популярности Pussy Riot
Ряд комментаторов отмечает, что возмутительно жесткий приговор может ударить по самим российским властям.
В редакционной статье испанской Pais говорится, что "путинский режим перепутал вызов, брошенный группой панков, с реальной угрозой. И то, как он отреагировал, в итоге превратило девушек во всемирный символ сопротивления властям".
Уве Клуссманн на сайте международного издания немецкой Spiegel указывает, что приговор – "серьезная ошибка" Путина. "Он провоцирует оппозицию вести себя еще более агрессивно по отношению к государству. Превратив в общем-то невинных активисток в преступниц, режим сделал из процесса над ними политическую бомбу замедленного действия", - рассуждает журналист.
На официальном сайте газеты "Советская Белоруссия" главный редактор Павел Якубович рассуждает, что приговор стал лучшим подарком для имиджа панк-группы. "Не удивлюсь, если их объявят "узниками совести", Манделами нашей эпохи, а респектабельные седовласые скандинавские мужи выдвинут Толоконникову номинантом на "Нобеля", - иронизирует Якубович.
В то же время редакционная статья канадской газеты Globe and Mail отмечает, что вердикт суда "обеспечил успех протестной акции Pussy Riot, поскольку он убедительно демонстрирует вызывающие обеспокоенность тенденции в России Владимира Путина".
Осуждение Путина
Многие комментаторы обращают внимание на роль Владимира Путина в ходе процесса над группой.
Стив Чэмпмен из Chicago Tribune высмеивает образ "сильного лидера". "Только у коррумпированных диктаторов есть причины опасаться критики своих граждан. Путин – архетип сильного лидера, которого прикрывают службы безопасности и который боится людей, чье оружие – лишь гитары и правда", - считает издание.
Редакционная статья французской Liberation озаглавлена "Гулаг". В ней высказывается мнение, что процесс над Pussy Riot – "пародия на правосудие и демократию". "Россия – не страна верховенства закона, она не имеет ничего общего с демократиями стран Большой восьмерки", - негодует Liberation.
В редакционной статье канадской Globe and Mail указывается, что приговор суда лишь "укрепит международную репутацию Путина как противника модернизации и автократа". Его обещаниям освободить страну от наследия коммунистического режима уже давно никто не верит.
В польской Gazeta Wyborcza обозреватель Марек Бейлин обращается с призывом не забывать о политических заключенных. "Авторитарные режимы всегда рассчитывают на то, что память об их ошибках коротка", - отмечает Бейлин. "Это как раз то, на что рассчитывает президент Путин: пошумят и забудут. Поэтому демократические страны должны помнить [об этом]!" - настаивает Бейлин.
©
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] суббота, 18 августа 2012 г., 18:27 GMT 22:27 MCK