Максимайзеры
Итак, наша задача - повысить уровень готового микса до предельно возможных величин, не внося в него существенных искажений. Самый простой способ достичь этого - всем известная нормализация уровня, когда ищется пик максимального уровня в фонограмме и вся фонограмма усиливается на величину этого пика, так чтобы пик принял значение 0 дБ. Дальнейшее увеличение уровня фонограммы приведет к клиппингу (clipping, ограничение амплитуды) - перегрузке, влекущей нежелательные искажения.
Очевидно, что для дальнейшего повышения уровня фонограммы можно применять динамическую обработку. Если пропустить фонограмму через компрессор или лимитер, то пиковые значения фонограммы уменьшатся и можно будет еще поднять общий уровень без возникновения перегрузки.
Что же использовать для повышения громкости: компрессор или лимитер? Известный инженер мастеринга Боб Кац рекомендует использовать компрессор, когда требуется изменение характера звука, заметное на слух уменьшение его динамики. Лимитеры же используют, когда нежелательно вносить какие-либо изменения в звук, за исключением громкости.
Максимайзер - это прибор динамической обработки, который состоит из лимитера и последующего усилителя сигнала. Часто в максимайзеры также встраивается система снижения разрядности, но здесь мы эту часть рассматривать не будем.
Основные управляющие элементы максимайзера - порог срабатывания (threshold) и настройки лимитера (attack, release). В некоторых максимайзерах есть также регулятор "ceiling", позволяющий после лимитирования усилить сигнал не до 0 дБ, а чуть слабее, чтобы оставить немного "свободного места" (headroom) на случай небольшой дальнейшей обработки. Например, если фонограмма будет после максимайзера закодирована в mp3, то при раскодировании форма волны немного изменится, и может произойти клиппинг. Даже если сигнал не предполагается далее обрабатывать или сжимать с потерями качества, то немного свободного места может потребоваться для шума диттеринга, добавляемого при последующем снижении разрядности.
Чем ниже устанавливается порог срабатывания, тем сильнее лимитер ограничивает динамический диапазон и тем сильнее можно будет поднять громкость после лимитера. Таким образом, более низкие значения порога приводят к более громкому звучанию на выходе прибора.