вот есть в Мск такой замечательный человек, как Олег Пащенко. Великолепный художник (один из ведущих чуваков в студии Артемия Лебедева) и не менее великолепный поэт. Мой друг, по совместительству

так вот. я о другом на самом деле. вот что он пишет в жж в сообществе ru_blackmetal (оно подзамочное) об Immortal. мне кажется, это очень точно, впрочем, можете и не соглашаться:
Я нахожу это явление уникальным. Ну, то есть формально это, конечно, классический норвежский Black Metal, — и в то же время по природе своей эти люди суть нечто совсем особенное и отдельное. Я утверждаю, что это самая несмешная группа всей BM-сцены.
Их побуждает к художественному высказыванию не то, что лишенное апостольского преемства христианство приняло в протестантской Скандинавии конца ХХ века такие странные формы, — а без бога страшно, и поэтому надо поскорей откопать оставшиеся от Рагнарёка трупы. И не то, что норвежские товарищи встревают по Асатру, поэтому давайте тут у нас по аналогии встревать по славянскому язычеству. И не поп-сатанизм калифорнийского извода. И, конечно, не то, что все пацаны в Бергене играют блэк, поэтому в порядке социализации тоже надо.
Я убежден, что на примере этой славной бригады мы можем наблюдать приблизительно то, что Е. В. Головин почему-то называет «маньеризмом», — и в точности то, о чем Карл Юнг писал в статье «Об отношении аналитической психологии к поэтическому творчеству», — абсолютная пассивность в художестве как способ метафизической трансгресии. Не художник контролирует свой материал, а материал контролирует художника. Полная диссолюция Эго (и вообще, всего человеческого) в страшном потоке архетипических содержаний, которые экстравертный (в терминологии Юнга) художник канализирует в мир. Артиста уже как бы нет, он бесстрашно и радостно прыгнул под колеса чудовищного Джаггернаута своего искусства; то , что мы видим, глядя на такого человека, — просто перчаточная кукла. Что там за длань внутри — об этом лучше не думать. Юнг говорит о Джеймсе Джойсе и Гёте; я говорю о норвежской группе «Бессмертный». Блаширх — абсолютно сформированная вселенная, а вот люди, которые о ней поют, больше похожи на лягушек, рефлексы которых кто-то изучает с помощью электричества.
Давайте посмотрим видео. Прошу обратить внимание на то, как мальчишек тащит и таращит!
Парни не боятся показаться смешными, они не серьезны и не шутят, им нет никакого дела до того, что, эээээ, например, их ворпейнт похож на грим группы Kiss, им вообще нет никакого дела ни до чего. Это вообще уже не люди, а полунасекомые-полуземноводные. Смотрите, как они приседают, растопырив острые коленки и поводя головой (у Abbath’а — особенно характерная пластика). Их вообще здесь нет, они в Блаширхе. Их художество полностью их оккупировало. Они счастливы! Это важно.
Тот, кто сейчас потешается над Immortal, лично мне напоминает Эффективного Собственника Хомяка, который набил огромный мешок точками сборки и сидит на нем, надув щеки и сощурив глаза. Надеясь как-то пережить Зиму.
Впрочем, если ты хоть раз пропустил сквозь себя живой тысячевольтовый Абсолют, и тебе все еще смешно, — пожалуйста, имеешь полное право посмеяться и над Immortal.