Сообщение от Фредерик Ницше
Нам пришлось переучиваться. Во всём мы сделались скромнее. Мы более
не выводим человека из <духа>, из <божества>, мы отодвинули его в
ряды животных. Мы считаем его сильнейшим животным, потому что он
хитрее всех, - следствием этого является его духовность. С другой
стороны, мы устраняем от себя тщеславное чувство, которое и здесь
могло бы проявиться: что человек есть великая скрытая цель развития
животного мира. Он совсем не венец творения, каждое существо рядом с
ним стоит на равной ступени совершенства... Утверждая это, мы
утверждаем ещё большее: человек, взятый относительно, есть самое
неудачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих
инстинктов самым опасным для себя образом, - но, конечно, со всем
этим и самое интереснейшее! - Что касается животных, то с достойною
уважения смелостью Декарт впервые рискнул высказать мысль, что
животное можно понимать как machina, - вся наша физиология старается
доказать это положение. Развивая логически эту мысль, мы не
исключаем и человека, как это делал ещё Декарт: современные понятия
о человеке развиваются именно в механическом направлении. Прежде
придавали человеку качество высшего порядка - <свободную волю>;
теперь мы отняли у него даже волю в том смысле, - что под волей
нельзя уже более подразумевать силу. Старое слово <воля> служит
только для того, чтобы обозначить некую результанту, некий род
индивидуальной реакции, которая необходимо следует за известным
количеством частью противоречащих, частью согласующихся раздражении:
воля более не <действует>, более не <двигает>... Прежде видели в
сознании человека, в <духе>, доказательство его высшего
происхождения, его божественности; ему советовали, если он хотел
быть совершенным, втянуть, подобно черепахе, в себя свои чувства,
прекратить общение с земным, скинуть земную оболочку: тогда от него
должно было остаться главное - <чистый дух>. На счёт этого мы теперь
уже лучше соображаем: как раз именно сознание, <дух>, мы считаем
симптомом относительного несовершенства организма, как бы попыткой,
прощупыванием, промахом, как бы усилием, при котором бесполезно
тратится много нервной силы; мы отрицаем, чтобы что-нибудь могло
быть совершенным, раз оно делается сознательно. <Чистый дух> есть
чистая глупость: если мы сбросим со счёта нервную систему и чувства,
<смертную оболочку>, то мы обсчитаемся - вот и всё.
|