Друг всей жизни
Регистрация: 14.01.2007
Пол: M
Провайдер: ВТ
Сообщений: 4,083
Поблагодарил: 3,311
Поблагодарили 3,221 раз в 1,456 сообщениях
Открыли хайд
: 0 в этом сообщении 38 Всего
|
wikipedia.org
Художественные особенности
Фильм Михаила Ромма продолжает традицию, заложенную в советскую документалистику Эсфирью Шуб — создание оригинальных монтажных кинофильмов из кинохроники другого государства (в случае Шуб это найденный ей правительственный архив хроники царской России). В фильме «Падение династии Романовых» Шуб, не используя оригинального материала, сумела средствами монтажа выполнить авторскую задачу — показать порочность царского режима и неизбежность революции. М. Ромм для этой же цели воспользовался немецкими архивами, архивами послевоенных антифашистских организаций и архивом фотоснимков, изъятых у немецких военнослужащих (в фильме он назван «любительские фотоснимки, обнаруженные у эсэсовцев»).
...
Примечательно то, что закадровый комментарий выполнен самим режиссёром. Вначале Ромм искал для этой цели диктора, но его товарищи, услышав рабочие версии комментария, записанные им самим, посоветовали самостоятельно записать закадровый текст. Разговорный характер комментария, который проявляется в синтаксисе, лексике, неповторимых интонациях, стал одним из главных достоинств фильма.
К примеру, в экспозиционной главе фильма автор демонстрирует протокольную съёмку, где Адольф Гитлер готовится принимать парад. Он обращает внимание зрителя на то, что фюреру приготовлено кресло, «только одно» (нужно помнить, что советские лидеры традиционно принимали парады стоя, на трибуне Мавзолея), и сопровождает действия Гитлера ироничным комментарием: «Вот он готовится сесть… Сел». Несмотря на предвзятость этого отдельного эпизода (родственную, скажем, приёмам Майкла Мура и других документалистов-полемистов), нельзя не отметить виртуозное публицистическое чутьё режиссёра, умение обратиться одновременно к политическим реалиям, этикетным ценностям, просто зрительским эмоциям, вычленив, казалось бы, незначительные детали из официального киноматериала.
Ромм использует приёмы «на грани» — с помощью обратного воспроизведения повторяет несколько раз поцелуй партийного функционера с заводчиком Круппом (подчеркивает низкопоклонство партийцев перед «капиталом»), пользуется стоп-кадрами с наиболее непривлекательными выражениями лиц нацистских лидеров, в целом формирует поистине пропагандистский (искажающий, фильтрующий факты) стиль повествования. Однако при этом он делает обобщения высокого уровня, создаёт картину тоталитарного манипулирования сознанием независимо от конкретного государственного строя.
Кинофильм Ромма — один из выдающихся публицистических документальных фильмов советской эпохи. В развитии средств выражения документального кино он стоит рядом с таким режиссёром, как Самарий Зеликин («Шинов и другие»). Именно Зеликин первым ввёл закадровый комментарий и прямое выступление автора перед камерой в советский документальный фильм как публицистическое выразительное средство. Фильмы Зеликина в основном имели большой успех у профессионального сообщества, но не выпускались для широкого просмотра из-за их острой социальной направленности.
...
«Обыкновенный фашизм» оказал значительное влияние на все постсоветские поколения за счет своей публицистичности, гуманистического пафоса под маской беспристрастности.
|