Эхо Москвы / Дым Отечества / 26.04.2009: Анатолий Ермолин, Павел Бардин
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]
«Российские фашисты у власти – это реальная угроза, или страшилка?»
В.ДЫМАРСКИЙ:
Фильм, если говорить обыденным термином, антифашисткий, антинацистский. Фильм - это почти документальное кино.
П.БАРДИН: Под документ, с документальными вставками.
В.ДЫМАРСКИЙ: Я читал ваше интервью и даже обогатился такими кинематографическими терминами, как «субъективная камера» - он снят субъективной камерой, - я теперь знаю такую терминологию. Фильм поддокументальный, но там есть и документальные кадры.
П.БАРДИН: Документальных кадров – это два блока интервью с согражданами, которые отвечают на вопрос, «поддерживаете ли вы лозунг «Россия для русских», а фильм – о судьбе банды скинхедов, субъективная камера - это значит, что их снимает их соратник и все с погружением в их реальность. А «88», по буквам латинского алфавита это «НН» - «Хайль, Гитлер»
...
П.БАРДИН:
хотелось снять кино именно социальное, и общий контекст информационный и ощущения, конечно, спровоцировали, что сюжет придумался на эту тему – по крайней мере, один из сюжетов, которые существовали в голове. И показалось, что именно в этот момент наиболее важно сделать кино на эту тему. Придумался, кстати, сюжет не в кругу неонацистов, а наоборот, на Черкизовском рынке. И про угрозу – придумался сюжет про Ромео и Джульетту на Черкизовском рынке, придумалось, что главный герой – это Тибальд, и Тибальд как раз и есть неонацист, нацист-скинхед, и придумалось, что эта банда захотела устроить на Черкизовском рынке теракт. И вот по поводу реальной угрозы придумывалось это примерно за месяца 3-4 до того, как там произошел реальный теракт, организованный группой «Спас» - это было очень печальное предвидение, но это к истории о реальной опасности.
...
А.ЕРМОЛИН: Где работает фашизм, в каких средах? говорят не очень образованному, молодому человеку, чаще всего, или среднего активного возраста, говорят: слушай, ничего страшного, что ты пирог ни с чем, ничего из себя не представляешь, но ты же ариец, - это очень здорово играет. Или скажут : «ты же русский» - это очень мощное психологическое воздействие для людей, которые полны энергии – в силу возраста, физического состояния и которые не обладают достаточной культурой. Поэтому я думаю, если анализировать, что происходит в нашей среде, в России, первое и главное: объективно созданы предпосылки для того, чтобы эта культура начала культивироваться. И создана, прежде всего, тем, что маргинализация огромных слоев молодежи происходит - ну, всякие термины – приходит люмпенизация, и так далее. То есть, огромное количество людей, не обладающих глубокой культурой, очень много думающих о себе и забывших свою историю, в том числе, историю борьбы нашего государства с таким злом, как фашизм.
...
В.ДЫМАРСКИЙ: Ваш опыт общения с людьми на улице – эти мысли, идеи, овладевают массами. Где они их набираются?
П.БАРДИН: На кухне, в такси, где угодно. Это же очень просто. Даже не обязательно иметь какого-то идеолога, а идеологи тоже есть. Достаточно, кстати, послушать тех же депутатов или зам.министров, которые по радио и из телевидения говорят, что у нас 80% преступности, - сейчас уже до 80 дошла цифра – это преступность этническая. Во-первых, это вранье – я недавно узнал настоящие цифры: одно преступление из 9 совершает мигрант
В.РЫЖКОВ: Более того,
зам.министра пару лет назад сказал, что на самом деле среди эмигрантов преступность в несколько раз меньше, чем серди коренных жителей городов. То есть, это абсолютный миф, который тиражируется, видимо, в политических целях.
П.БАРДИН:
Это очень опасный миф, он тиражируется, все об этом знают, это один из главных аргументов, который используется в дискуссиях, которые, например, происходят после показа нашего фильма, и вообще в публичной сфере. Я читаю блоги, никак не связанные с нашим фильмом, - националистические, или наоборот, либеральные – это один из главных аргументов.
Абсолютная ложь, которую продуцируют люди, связанные с властью.
...
П.БАРДИН: Мне кажется, что закрытие общества, закрытие информационных каналов к этому и приводит. Опять же, двойственность сигналов: с одной стороны, Путин и Медведев говорят «мы против экстремизма, фашизма».
В.РЫЖКОВ: С другой стороны, Путин говорит, что есть коренные россияне, а есть некоренные.
П.БАРДИН: Есть и такое,
а дальше чиновники более низкого ранга начинают говорить об этнической преступности, что вообще некорректно – такого не бывает, термина такого не должно существовать.
В.ДЫМАРСКИЙ: Мне кажется еще, что
это результат культивирования такого ложного патриотизма.
В.РЫЖКОВ:
И постоянная возгонка образа врага – внутреннего, внешнего.
П.БАРДИН: И это тоже. Потому что
ложно понятый патриотизм – это хвала собственной родине и закрывание глаз на ее недостатки, - почему-то у нас патриотизм сейчас такой.
В.ДЫМАРСКИЙ: И обязательно поиски врагов.
...