22nd Май, 2009
В рамках конкурса “рецензии/отзывы на книги”.
Участник: Елена.
(lenaya_list.ru)
Мне никогда не приходило в голову провести аналогию между книгой и вкусовыми ощущениями. А тут впервые захотелось это сделать, и не просто захотелось, а как-то само собой ощутилось что-то горько-терпкое, бодрящее… и неуловимо свежее…
Вот так. Это прочитан «Эвакуатор» Дмитрия Быкова.
Почему-то Д. Быков казался мне однобоко тенденциозным. Виноваты, наверное, его исторические экскурсы и оценки в тех статьях, что попадались на глаза в «Огоньке», да и в других местах. То восхищала меткость глаза и слова, оригинальность оценок и выводов, небоязнь писать о больном, а то откровенно удивляла откровенная слабость логических аргументов и грубость. «Цинично-прагматичный» – нет, это не приговор был, но ощущение.
И вот все перевернуто, и увиделось совсем другое.
Пронзительный, трепетный, целомудренный (всплыло ж слово откуда-то из закоулков памяти, и именно здесь!) Лирик. Нежный, трепетный, ранимый. А еще – гражданин, неравнодушный, переживающий, действующий. А еще – человек с четкими критериями добра/зла, хорошо/плохо в современном королевстве кривых зеркал (а оно, это королевство кривых зеркал, как показывают происходящие в нашем и всепланетном миру события, куда как шире – и это обидно и горько).
И самое поразительное – нашла единомышленника. То, что для себя сформулировала и выстрадала когда-то, неожиданно встретила в книге:
Нам так редко и неохотно подбрасывают своих, чтобы мы не понимали, какой ужас – чужие…
Любят тех, с кем нравятся себе.
… обречено всякое сообщество, которому хорошо вместе.
…Зыбкая грань между реальностью и фантастикой. Хотя нет, называть показанный в романе мир фантастикой не хочется. Реальный мир, но такой, каким, наверное, воспринимает его душа. Это ее, души, радость, любовь, боль, отчаяние, борьба – все находит материальное выражение. Мир из наших переживаний, чувств. И рушится от них, и строится ими же, и восстанавливается из пепла. И вот такое нематериально-абстрактное нашло в романе вполне конкретное (и кажется, единственно верное и правдивое) выражение.
Хрупкость мира, отчаянное стремление к счастью, бессмысленность и пустота повседневной суеты, драгоценность мгновений. Абсурдность жестоких конфликтов, взаимозависимость друг от друга.
Вообще, должен быть сюр. А такого ощущения нет. Нет излома, душевного надрыва, болезненности. Вопреки происходящему. Остается ощущение света, твердой опоры под ногами. Наверное, потому, что здесь настоящие чувства – любовь, боль. Героиня книги Катерина – «чистая, непорочная» – действительно цельная, искренняя, сильная. И одинокая…
Каков будет финал – простучало молоточком еще в середине книги, и не удивили слова «…остался долг». Они, неприметные поначалу в тексте, звучат итог, вернее – новая точка отсчета, нулевая, стартовая отметка. О них спотыкаешься – и по-новому пересматриваешь все, что произошло, переоцениваешь случившееся и сказанное. По-другому слышишь героя – ему не хватает силы, смелости взять на себя ответственность, не случайно он говорит так путано-размыто, неопределенно, этим как бы прикрывается его малодушие. И чем сложнее обстановка, тем беспомощнее он выглядит. С этой точки зрения конец вполне определен и однозначен. («Настоящее можно построить только на расчищенном месте» – не помню, у кого и где недавно встретила эти слова, но вот вспомнились.) А ведь соглашаться и ставить точку не хочется!..
Такое вот открытие автора. И понимаешь, что после этой книги найти ответ на вопрос «Что почитать?» будет еще труднее и мучительнее — и для ума, и для сердца.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться]