Китай добрался до атома
В течение десяти следующих лет Китай планирует построить в три раза больше новых АЭС, чем все остальные страны мира вместе. Осуществление этого плана внесет серьезный вклад в борьбу с глобальным потеплением.
Сейчас китайская ядерная энергетика располагает 11 работающими реакторами, а количество строящихся реакторов ежегодно увеличивается минимум на десяток. При этом за 15 лет развития ядерной энергетики в Китае не было зарегистрировано ни одной серьезной аварии.
Поскольку Китай занимает первое место в мире по выбросу в атмосферу парниковых газов, ввод в строй новых ядерных реакторов может принести пользу всему миру. Тем не менее поспешность, с которой идет строительство, вызывает озабоченность как в самом Китае, так и за его пределами. Страна уже обратилась к международному сообществу за помощью в подготовке необходимого числа инспекторов по ядерной безопасности.
В последний раз, когда строительство АЭС велось в сравнимых масштабах, а именно в 70-е в Соединенных Штатах, безумная гонка закончилась аварией на АЭС «Тримайл айленд» в Пенсильвании. Китай планирует разместить новые реакторы вблизи крупных городов, а значит, они будут представлять потенциальную угрозу для десятков миллионов человек. Более того, китайцам будет необходимо усвоить, что ядерная безопасность — это важно. Нынешняя деловая этика ставит безопасность производства и качество продукции на второе место после доходности, снижения издержек или откровенной коррупции. Достаточно вспомнить скандалы, связанные с качеством китайских продуктов, лекарств, игрушек, а также с нарушениями при строительстве школ, обрушившихся в результате прошлогоднего землетрясения в провинции Сычуань.
«Если на данном этапе не отдавать себе отчета, что отрасль развивается слишком быстро, это может негативно сказаться на качестве строительства и эксплуатации АЭС», — высказался в этом году директор китайского Национального агентства по ядерному регулированию Ли Ганьцзе.
Сейчас на наших глазах разворачивается коррупционный скандал, в котором замешаны первые лица китайской ядерной отрасли. В августе президент Национальной ядерной корпорации Кан Жисинь был снят с поста и заключен под стражу. Пресса сообщала, что он подозревается в коррупции, в том числе в завышении стоимости строительства АЭС на сумму 260 млн долларов. О предъявлении Кану Жисиню официальных обвинений пока не сообщалось. Хотя нет указаний на то, что действия Кана Жисиня могут привести к возникновению опасных ситуаций на АЭС, этот случай можно расценивать как тревожный сигнал, свидетельствующий, что руководители китайской ядерной промышленности не всегда ставят соображения безопасности на первое место.
Перед правительством Китая стоит трудная задача не допустить ослабления контроля над подрядчиками и субподрядчиками в условиях наращивания темпов строительства. Глава отдела венского бюро МАГАТЭ Филипп Жаме говорит, что Китай приветствует международный надзор за эксплуатацией реакторов. Он считает уровень безопасности эксплуатации АЭС в Китае довольно высоким. В то же время МАГАТЭ обеспокоено тем, сумеет ли Китай подготовить достаточное количество квалифицированных инспекторов.
Сегодня совокупная полная мощность китайских реакторов равна примерно 9 гигаваттам (около 2,7% производимой в стране электроэнергии). Три года назад правительство поставило задачу увеличить эти показатели к 2020 году более чем в четыре раза. Ожидается, что вскоре правительство объявит об еще более амбициозной задаче: довести к 2020 году совокупную мощность реакторов до 70 гигаватт, к 2050 году — до 400 гигаватт.
Потребление электричества растет в Китае настолько быстро, что даже если этот план действительно будет выполнен к 2020 году, доля АЭС в общем производстве электроэнергии в Китае составит, по официальным оценкам, не более 9,7%.
Ввод в строй такого количества ядерных реакторов в течение десяти лет поможет снизить суммарный выброс парниковых газов китайской энергетической отраслью на 5% по сравнению с выбросами электростанций, работающих на угле.