![]() |
|
Цитата #397199
В некоторых конструкциях при одном управляющем слове имеются два дополнения; выбор падежной формы зависит от вкладываемого в конструкцию смысла. Ср.: обеспечить к*о*г*о***ч*е*м (снабдить в потребных размерах чем-то материальным: Фирма обеспечила меня путёвкой; обеспечить дома топливом) – обеспечить**к*о*м*у***ч*т*о**(гарантировать что-либо, сделать несомненным, верным: Фирма обеспечит мне путёвку; обеспечить молодёжи возможность получить специальное образование). Ср. также конструкцию: быть обязанным**к*о*м*у***ч*е*м,**например: Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением? Чем я вам обязан?
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397198
При глаголах дать, одолжить, попросить и некоторых других имена существительные со значением конкретного предмета могут употребляться в разговорной речи в форме родительного падежа (так называемый***р*о*д*и*т*е*л*ь*н*ы*й***в*р*е*м*е*н*н*о*г*о***п*о*л*ь*з*о*в*а*н*и*я), например: дай ножичка, одолжи веничка.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397200
Некоторые имена существительные, как и глаголы, допускают при себе управляемое слово в различной предложно-падежной форме (часто в качестве вариантов выступают формы родительного и дательного падежа). Сюда относятся: амнистия политическим заключённым – предполагаемая амнистия для преступников;
ведомость расходов – ведомость на выдачу заработной платы; враг всяких традиций – всяким условностям враг; друг отца (определительное значение) – друг отцу (значение направленности отношения); имя этого чиновника было Акакий Акакиевич – имя этому поступку может быть только предательство; интервью нашему корреспонденту – интервью с известным кинорежиссёром; подвести итог убытков – подвести итог убыткам; конец урока, начало сеанса – не видно ни конца, ни начала колоннам демонстрантов; памятнику Пушкину (при названии лица) – памятник нашей славы (при названии не лица); подтверждение показаний на суде – подтверждением сказанному являются его поступки; пример мужества – примером тому служит его деятельность; причина отставания – причиной тому были неожиданно возникшие трудности; противник всяких условностей – всяким новшествам противник; расправа с бастующими рабочими – учинить судебную расправу над рабочими; свидетельство наших успехов – свидетельством тому служат наши успехи; тенденция развития торговли – тенденция к повышению прибыли; цена одной пары – цена ему грош. [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397202
Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание**р*о*д*и*т*е*л*ь*н*ы*х**падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»; «Для решения задачи ускорения подъема…»; «Закон о перестройке школы был принят в целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения»; «Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные меры». При правке отглагольные существительные обычно заменяют инфинитивами или другими конструкциями, распространенные обороты – придаточными предложениями, устраняют лишние слова и т. д., например: Чтобы повысить теоретический уровень…; С целью ускорить подъём…
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397201
Различные формы управляемого слова возможны и при отдельных прилагательных, например: близкий**ч*е*м*у**(непосредственно касающийся, отвечающий взглядам: близкое нашему пониманию учение) – близкий***к***ч*е*м*у**(похожий, подобный: близкие к разговорному стилю выражения);
виноват**ч*е*м**(причинное значение: чем я виноват?) – виноват в***ч*е*м**(объектное значение: виноват во многом); тождественный**ч*е*м*у**(такой же, одинаковый: взгляды, тождественные нашим) – тождественный**с**ч е м**(соответствующий чему-либо: сила войск тождественна с их численностью и технической оснащенностью); чуждый**ч*е*м*у**(далекий по духу, несвойственный: пессимистические настроения чужды русскому человеку) – чуждый**ч*е*г*о**(не обладающий чем-либо: чуждый мелкого самолюбия). [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397205
Требуют правки также конструкции с нанизыванием инфинитивов, например: «Я не мог решиться поручить ему пойти просить Вас написать статью для журнала» (ср.: Я не решался поручить ему обратиться к Вам с просьбой о статье для журнала).
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397204
Следует также избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: «Беседа с инженером с большим производственным стажем» (ср.: Беседа с инженером, имеющим большой производственный стаж); «Администрация фирмы обратилась к стремящимся к изучению работы на компьютере сотрудникам» (ср.: Администрация фирмы обратилась к сотрудникам, стремящимся изучить работу на компьютере).
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397203
Возможно стечение и других одинаковых падежных форм, например**т*в*о*р*и*т*е*л*ь*н*ы*х**падежей: «Речь неоднократно прерывалась слушателями шумными аплодисментами» (ср. правильный вариант: Слушатели неоднократно прерывали речь шумными аплодисментами); «Этот вопрос рассматривается вьделенной администрацией комиссией» (ср.: Этот вопрос рассматривает выделенная администрацией комиссия);**д*а*т*е*л*ь*н*ы*х**падежей: «Приступили к подготовке к соревнованию» (ср.: Начали подготовку к соревнованию);**п*р*е*д*л*о*ж*н*ы*х**падежей: «Актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении» (ср.: Акутальность проблемы соглашения о взаимном разоружении).
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397206
Неудачно сочетание при одном управляющем слове родительного**с*у*б*ъ*е*к*т*а**(обозначающего производителя действия) и родительного**о*б*ъ*е*к*т*а**(обозначающего предмет, на который переходит действие), например: «Повесть “Степь” – это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры» (ср. возможный вариант: Повесть «Степь» – это итог сложной работы Чехова в поисках своей творческой манеры); «Оценка Добролюбова “тёмного царства”» (ср.: Оценка «тёмного царства» Добролюбовым). Как показывают примеры, правка достигается лексической заменой, использованием другой падежной формы и т. д. Требуют правки также конструкции с одним только родительным падежом, если он может быть воспринят и как родительный**с*у*б*ъ*е*к*т*а***и как родительный**о*б*ъ*е*к*т*а,**например: «Проверка администрации показала…» (возможные варианты в зависимости от смысла: 1) Проверка, проведённая администрацией, показала…; 2) Проверка работы администрации показала…; «Характеристика директора была положительной» (ср.: Характеристика, выданная директором… – Характеристика, выданная директору…).
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397208
Наличие общего зависимого слова при различном управлении нарушает стилистическую норму, например: «с помощью и в сотрудничестве с местными организациями» (ср. правильный вариант: с помощью местных организаций и в сотрудничестве с ними); «организация и руководство борьбой»; «надеяться и верить в возможность»; «руководство и контроль за распределением фондов».
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397207
При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово допустимо тогда, когда каждое из управляющих слов требует того же падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу; подбирать и готовить кадры; протравливать и яровизировать семена; надеяться и рассчитывать на помощь.
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397210
При бессоюзном и союзном соединении однородных членов возможны различные варианты; ср.:
1) читать книги, брошюры, газеты, журналы; 2) читать и книги, и брошюры, и газеты, и журналы; 3) читать книги, брошюры, газеты и журналы; 4) читать книги и брошюры, газеты и журналы. [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397209
Изредка подобные конструкции встречаются у писателей, например: жмурил и хлопал глазами (Гоголь); ловя и избегая вопросительно устремлённый на него взор Кати (Тургенев); препятствует или затягивает достижение соглашения (Эренбург).
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397214
Четвертый вариант (с попарным соединением однородных членов) имеет несколько разновидностей:
а) чаще всего парные группы образуются близкими по смыслу словами; ср.: Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову (Горький); б) попарно могут объединяться слова, обозначающие контрастные понятия; ср.: …глядя на всё вокруг пытливыми глазами надежд и опасений, страха и радости (Горький); в) возможно попарное соединение слов-понятий, которые логически далеки друг от друга; ср.: Из таких людей можно делать всё: гвозди и танки, стихи и победу (Эренбург). [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Цитата #397213
Третий вариант (с постановкой союза перед последним однородным членом) образует замкнутый ряд, имеющий значение исчерпывающего перечисления; ср.: В этом огне бушевали рёв, визги, стоны, хохот и свист (Булгаков). Конструкция встречается в любом стиле речи. При наличии последующего обобщающего слова союз и перед последним однородным членом чаще опускается, например: Надя, тёща, длинный нос судебного пристава, подсудимый, Глаша – всё это прыгает, вертится и уходит далеко, далеко, далеко… (Чехов).
[Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться] |
Часовой пояс GMT +3, время: 21:38. |
|
Powered by vBulletin® Version 3.7.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
Search Engine Friendly URLs by vBSEO 3.6.0zCarot
© 2005—2015 ООО «Интернет компания ННОВ.РУ», friends.nnov.ru
Реклама на форуме